Уважаемые родители! Предлагаю Вам подборку упражнений (игр) при совместном времяпровождении с детьми для развития связной речи.
Воспитание звуковой культуры речи.
1. Подобрать слова на заданный звук. Например, родитель идет с ребенком в детский сад или из детского сада, предлагает: «Давай поиграем. Будем называть слова на звук А,З,В и т.д.»
2. Определить наличие или отсутствие данного звука в слове. Например, взрослый предлагает внимательно послушать ушками. Есть ли в слове флаг звук Ф, а есть ли звук М?
3. Игра «Цепочка слов». Мама или папа называет слово, ребенок выделяет последний звук в этом слове и на этот звук вспоминает своё слово. И т.д. Кот — тапочки — игла — арбуз...
4.01.2021
Обогащение словарного запаса.
1. Существует много настольных игр в виде лото, домино на обобщение, классификацию.
Например, игра «Детское лото». Во время игры нужно оречевлять свои действия. Взрослый берет картинку и спрашивает: «Кому нужна стрекоза?» От ребенка нужно требовать полного ответа: «Мне нужна стрекоза». После того как ребенок заполнил свою карточку, взрослый просит назвать одним словом данные предметы.
2. Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных. Обычно родители, играя с детьми, используют существительные, забывая про глаголы и прилагательные. Можно использовать картинки из игр. Например, что делает тот или иной предмет. Тигр — спит, стоит, бежит, играет, охотится, ест, пьёт, рычит, дышит, лежит, кувыркается. Можно устроить соревнование, кто больше слов назовёт.
3. Игра «Скажи наоборот». Черный — белый; кислый — сладкий; широкий — узкий и т.д.
18.01.2021
Уважаемые родители! Предлагаю Вам провести с детьми игры и упражнения для развития связной речи.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
1.02.2021
Развитие связной речи у детей (продолжение)
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте вспомните про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
15.02.2021 |