Программа театрального кружка
«Петрушка»
в подготовительной группе № 1 «Подсолнушки»
на 2020 – 2021 учебный год.
Подготовил: воспитатель Гаврилова Т.В.
Р.п. Новоспасское, 2020 год.
Пояснительная записка.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Для развития творческих способностей ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Направленность программы.
Театральный кружок направлен на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире. Развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей подготовительной группы средствами театрального искусства.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- обучать детей правилам кукловождения;
- учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру);
- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
развивающие:
- развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать речь и коммуникативные навыки;
- развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- развивать социально-коммуникативные навыки детей при общении друг с другом;
- развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру;
воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность
- воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.;
- воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектаклях;
- воспитывать эстетический, художественный вкус;
- воспитание воли и уверенности в себе.
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Организация деятельности кружка.
В работе кружка участвуют до 10 детей, занятие проводятся 1 раз в неделю. Занятий кружка проводятся в соответствии с расписанием основных занятий. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Ожидаемые результаты.
В ходе работы кружка дети приобретают определенные знания, умения и навыки:
- получат представления о театре, о его разновидностях;
- научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;
- разовьется умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности;
- дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки;
- дети научатся простейшим приемам кукловождения настольных кукол;
- умение следить за развитием сюжета;
Основные формы реализации программы:
- Театрализованные игры.
- Занятия в театральном кружке.
- Рассказы воспитателя о театре.
- Организация спектаклей.
- Индивидуальные творческие задания.
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
- Беседы-диалоги.
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- Чтение литературы.
Формы контроля.
- Беседа, объяснения;
- практический контроль детей;
- формы проведения контроля (инсценировка сказок).
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Перечень тем
|
Количество занятий
|
1.
|
Знакомство с основами драматизации (импровизация, поиск выразительных средств, роль костюмов, декораций предметного окружения)
|
13
|
2.
|
Знакомство с основами актерства (игровые движения, выразительное чтение, мимика, выразительность движений)
|
12
|
3.
|
Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения
|
3
|
4.
|
Самостоятельная театральная деятельность
|
8
|
5.
|
Всего занятий в учебном году
|
36
|
Занятия проводятся с детьми подготовительной группы № 1 - 1 раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 30 минут
|
Основное содержание программы смотрим перспективный план (Приложение 2.).
|
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, чтение);
2. Наглядный (показ иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
3. Практический (инсценировки, драматизация, разучивание произведений устного народного творчества);
Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
2. Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
3. Частично поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
4. Исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников;
- Метод действенного анализа (этюдная методика);
- Метод игровой импровизации;
- Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи;
- Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах;
- Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках.
- Изготовление поделок и рисование - проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти;
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
- Работа с родителями: консультации, совместное посещение спектаклей, привлечение в подготовке к выступлениям, изготовлению кукол, декораций, участие в праздниках.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
К концу учебного года предполагается овладение
детьми, следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
- назначение театра;
- о деятельности работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр - зверей, клоунада.
Ребенок умеет:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;
- контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Ребенок имеет представление:
- о сценическом движении;
- о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок владеет навыками:
- культурного поведения в театре;
- определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
- подбора собственных выразительных жестов;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения небольших монологов;
- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Литература
- Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М., 1991.
- Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Гаркалина Е.В. Театр кукол своими рукам. – М.: ГАЦТК, 2001.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2
|