Пятница
03.04.2020
10:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ Новоспасский Детский Сад №5
Главная Регистрация Вход
Кружок "Тропинки к своему я" »
Меню сайта

Категории раздела
Новости [202]Праздники [34]
Объявления [38]Документы [5]

Электронная очеред

Счётчики
html counterсчетчик посетителей сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

в средней группе

«ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я»

Актуальность Программы

Очевидно, что развитие ребёнка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребёнком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учётом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Рабочая программа разработана на основе программы Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик», дополнена занятиями в течение учебного года на развитие свойств внимания А.А.Осипова, Л.И. Малашинской, а так же авторской программы С.В.Крюковой, Н.И.Донсковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» на развитие психических процессов.

 

 

Цели и задачи кружка

Цель:

Создание условий для естественного полноценного психологического развития ребенка, развития психических качеств и функций, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы- развитие мыслительных умений, наглядно- действенного, наглядно- образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.

 

Принципы и подходы к формированию Программы

 

В соответствии с ФГОС рабочая программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использования разнообразия для обогащения образовательного процесса, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

3. Позитивная социализация. Освоение ребенком культурных норм, образов поведения, общение с другими людьми, приобщение к традициям происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и детьми.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых. Ценностная ориентация на достоинство каждого ребенка.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Активное участие всех субъектов образовательных отношений (детей и взрослых).

6. Сотрудничество ДОУ с семьей. Уважение семейных ценностей и традиций в реализации Программы.

7. Сетевое взаимодействие с организациями. Использование вариативных форм дополнительного образования для обогащения детского развития.

8. Индивидуализация образования. Учет индивидуальных и возрастно-психологических особенностей каждого ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Подбор содержания, методов в соответствии с возрастными особенностями детей. Использование всех видов деятельности.

10. Развивающее вариативное образование. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция образовательных областей. Всестороннее развитие детей посредством различных видов детской активности.

12. Принцип личностно- ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С.Выготский, Д. Б. Эльконин). Рефлексивно–деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

 

 

 

Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

 

Формируется способность понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения.

  • расширяется собственный кругозор.
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • формируется положительная и высокая мотивация к обучению в школе.
  • ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

 

Срок реализации Кружка: 1год

 

Расписание работы кружка:

Кружок работает в течение учебного года ( октябрь – май включительно), один раз в неделю - четверг . План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Тропинки к своему Я» - 10 человек.

 

Форма работы - групповые занятия

Продолжительность занятий -20 минут 1 раз в неделю

 

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

 

Принципы проведения занятий

  • Системность подачи материала
  • Наглядность обучения
  • Цикличность построения занятия
  • Доступность
  • Проблемность
  • Развивающий воспитательный характер учебного материала

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап:

-Создание эмоционального настроя в группе

-Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей

2. Мотивационный этап:

-Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий

-Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме

3. Практический этап:

-Подача новой информации на основе имеющихся данных

-Задания на развитие познавательных процессов(восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей

-Отработка полученных навыков на практике

4. Рефлексивный этап:

-Обобщение полученных знаний

-Подведение итогов занятия

Индивидуальная работа

Этот вид работы включает входную (в начале учебного года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы по запросу родителей (законных представителей) или воспитателя.

Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей – участников программы

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, консультаций и круглых столов.

 

В программе прослеживаются интеграция образовательных областей. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей к моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется “культура творческой личности”.

Формы работы:

  • беседы
  • организованная образовательная деятельность;
  • самостоятельная образовательная деятельность детей;
  • индивидуальная помощь;
  • групповая работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями;
  • игра;
  • оформление выставок.

Методы работы:

  • показ;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский;
  • практический;
  • проблемно-поисковый.

 

Основные приемы:

  • Создание игровой ситуации, интересных моментов.
  • Проговаривание этапов работы.
  • Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства с новыми техниками.
  • Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Рассматривание иллюстраций из книг и картин.
  • Сопровождение музыкальными произведениями.
  • Оформление выставок.
  • Самостоятельная деятельность детей.                                

    Перечень литературных источников:

    1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.

    2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.

    3.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-М.:Просвещение, 1984.

    4.Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.

    5.Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.

    6.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.

    7.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

    8.Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2001.

    9.Куражева Н.Ю. «Цветик – Семицветик»

    10.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986.

    11.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: Владос, 2001.

    12.Пазухина И.А. «Давайте познакомимся!»

    13.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры .- М.: Детство-Пресс, 2000.

    14.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-М.: Владос, 1999.

    15.Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.- Миниск: Гамма, 1995.

    16.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.
Вход на сайт


Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Архив записей

Полезные сайты
  • Сайт Президента России
  • Министерство образования и науки РФ
  • Правительство Ульяновской обл.
  • Профессиональное образование в Ульяновской обл.
  • Адмистрация МО "Новоспасский район"
  • Министерство образования Ульяновской обл.
  • Комитет по контролю и надзору в сфере образования
  • СБППО
  • УИПК ПРО
  • Дискуссионный клуб Минобрнауки России
  • Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области
  • Практики 21
  • Рейтинг школ Ульяновской области
  • Видеосервер Дистанционного образования ОГАУ "ЦИТ"
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz

  • Блоги
  • Морозов С.И.
  • Девяткина Т.В.
  • Уба Е.В.
  • Балашова И.В.
  • Мезина О.Н.
  • Кудряшова Л.В.